Детская исповедь
Вопросы духовного воспитания наших детей всегда встают перед нами с особенной остротой. Вера ребенка – явление таинственное и хрупкое, и приблизиться к его пониманию можно только с помощью тысячелетнего опыта Церкви. Как помочь своему ребенку возрастать духовно, вложить в его сердце семя покаяния? Как подготовить его к такому важному событию, как исповедь? Об этом мы решили побеседовать с настоятелем Свято-Игнатьевского храма протоиереем Георгием Гуляевым.
– Батюшка, нуждается ли ребенок в исповеди?
– Конечно. Нам следует помнить о том, что дети по своей природе не являются безгрешными. Хотя человек изначально творение Божие, созданное добрым, между тем в нем с младенчества присутствует некая испорченность – след первородного греха, который передается от родителей как некая склонность к тому, чтобы совершать неблаговидные поступки. Именно благодаря этому дети часто очень неприятно удивляют нас, совершая в столь юном возрасте достаточно подлые и мерзкие вещи.
– С какого возраста дети могут прибегать к этому таинству и как родители должны готовить свое чадо к нему?
– Формально мы начинаем исповедовать в семь лет. По церковной антропологии «досемилетний» период называется младенчеством, в семь лет наступает отрочество. Сам этот момент не является каким-то мистическим, с человеком не происходит ничего особым, видимым образом, просто приблизительно в этом возрасте ребенок уже способен оценивать свои поступки. При этом мы должны понимать, что такого рода взросление может произойти в человеке и раньше, и позже.
Задача родителей, чтобы откровение об исповеди не было неким фактом, который встанет перед человеком только в семь лет. Первая исповедь – это обличенное в церковную форму покаяние, раскаяние в дурных делах. А до этого первыми духовниками детей являются их родители. Родители рассказывают малышу, что такое хорошо и что такое плохо, они являются первыми свидетелями извинений ребенка, которые он приносит за какой-то свой проступок. Родители взращивают в ребенке чувство стыда, которое является началом покаяния. В исповеди происходит уже некий качественный скачок, когда человек перед престолом, перед Евангелием, в присутствии священника совершает покаяние, но предпосылки к этому, основы, такие, как чувство вины, чувство стыда, осознание своих поступков должны быть заложены родительским воспитанием.
Естественно, что к самому событию первой исповеди родители тоже должны подойти очень ответственно. В духовной жизни ребенка такая первая встреча со священником очень много значит. То, как ребенок воспримет первую исповедь, как он подготовиться к ней во многом определит его дальнейшую духовную жизнь.
Взрослые должны помочь ребенку, создать все условия для того, чтобы первая исповедь послужила началом полнокровной духовной жизни человека, а не привела к ее прекращению, к нежеланию вообще в Церковь ходить.
Желательно предварительно поговорить со священником. Но поговорить не для того, чтобы рассказать о том, какой у вас злодей растет, и чем он согрешил: «Вы уж там, батюшка, вразумите его как следует!». Со священником нужно поговорить, чтобы он уделил чуть больше внимания так называемому «перворазнику». Священник ведь тоже человек, людей на исповедь много приходит, а первая исповедь требует особенно внимательного отношения, особых слов. Поэтому не стоит откладывать первую исповедь на какой-то большой праздник или просто момент, когда у священника много дел. Ведь для батюшки, возможно, это будет одна встреча из сотни в этот день, а для ребенка это будет первая встреча, которая запомниться на всю жизнь.
Следует также воспитывать в ребенке почтительное отношение к старшим, и, конечно, священству. Тогда в лице священника родители обретут помощника в деле воспитания, в деле взращивания духовной жизни. Все взрослые оказывают то или иное влияние на ребенка как на человека формирующегося. Священник в этом плане – яркая, положительная личность, общение с ним принесет много пользы малышу, но, естественно, не заменит собой родительское воспитание.
– Батюшка, нужно ли самому ребенку готовиться к исповеди? Например, следует ли знакомить ребенка с литературой из серии «В помощь кающемуся», с перечнями грехов?
– Да, к исповеди готовиться нужно. Если до семи лет это было у ребенка на уровне анализа своих поступков, совместной молитвы со взрослыми, испрошения прощения, то теперь к этому должно добавиться изучение специальной литературы – понятно, написанной для детей. Ни в коем случае нельзя давать детям перечень взрослых грехов, потому что это только вызовет множество ненужных вопросов, и даже может послужить соблазном малышу.
Все детки разные. Есть детки серьезные, которые сами хотят молиться, сами готовы говорить о духовной жизни, ищут ее, задают вопросы. Им можно читать в качестве подготовки к исповеди десять заповедей, естественно, учитывая возраст, объясняя непонятное.
А если ваш малыш достаточно скромный в духовной жизни: не отказывается от груди материнской по средам и пятницам, не стремиться уединиться от детских игр и не читает Псалтырь (смеется), в таком случае нужен соответствующий разговор, какой-то добрый совет, молитва. У родителей должно быть желание помочь человеку подготовиться к этому важному делу, осознание этой важности, тогда и дитя ее почувствует, почувствует ваше участие.
При этом важно помнить о том, что не стоит чрезмерно переживать и корить ребенка, если он что-то от волнения забудет, что-то не вспомнит, или просто испугается. В конце концов, для этого есть священник, который может и ободрить, и вопрос задать.
Не нужно писать ребенку длинные записки со своим, взрослым, пониманием грехов. Смех и грех: ребенок, не умеющий писать, вдруг приходит с запиской, в которой ровным каллиграфическим почерком написаны сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, даже с некоторыми выводами и испрошением епитимий. А ведь бывают и такие вещи.
Дайте место Богу, чтобы на исповеди Господь коснулся сердца человеческого, расположил его к покаянию и исправлению.
– С какими затруднениями могут столкнуться родители и дети в процессе подготовки? Как их преодолеть?
– Прежде всего, хотелось бы вспомнить о том, что большинство нынешних прихожан не имеют опыта «православия в детстве» и «православия в юношестве». Это люди, которые в Церковь, к Богу пришли уже взрослыми, пережив при этом множество всевозможных жизненных передряг. Проблема здесь в том, что часто эти люди нарушают принцип святоотеческий: ты не должен навязывать другому свой путь. Т.е. люди, не пережив опыт детской исповеди, юношеской исповеди, пытаются опыт своей взрослой исповеди и духовной жизни, в которой есть место длинным молитвенным правилам, серьезным богослужебным подвигам, чтению определенной духовной литературы – я имею в виду и качество, и количество – пытаются все это перенести на своих детей. Иногда действуют по принципу «ничего, много не бывает», иногда – «ну, раз мы этого не вкушали, пусть хоть наши дети…»; иногда сами жизнь достаточно бледную ведут с духовной точки зрения – т.е. к исповеди и причастию прибегают очень редко, но, тем не менее, детям своим хотят привить все эти вещи, не учитывая особенностей детской психологии, детского восприятия. Такие родители уже в подростковом возрасте сталкиваются с последствиями подобного воспитания – с полным отходом детей от веры. Почему? Потому что они в свое время дали ту пищу, которую человек просто не принял, не мог принять.
Основной принцип педагогический, который должен быть в духовном воспитании прежде всего, это любовь. Любовь и понимание, приятие того, что есть иной человек. Необходимо признание того, что существует еще кто-то, кроме тебя, и он может мыслить не так, как ты. Но если у нас право быть человеком другого пола, другого цвета кожи, другого языка еще как-то воспринимается, то по отношению к ребенку «инаковость» часто даже не мыслится. Есть какое-то нездоровое перенесение собственных качеств на свое дитя: я так поступаю, и ты тоже обязан. Если не будет любви, становление собственной личности ребенка превращается в трагедию. Родитель пытается подчинить себе ребенка, где жесткими мерами, где даже переходящими в жестокость. Используют психологическое давление и даже шантаж: «ты меня не любишь, ни во что не ставишь». А все это не способствует гармонизации отношений в семье, между родителями и детьми. На мой взгляд, пресловутая проблема отцов и детей как раз кроется в отсутствии такой христианской любви, принимающей свободу другого человека, его право на то, чтобы быть собой. Родители должны быть добрым примером, добрыми подсказчиками, добрыми учителями, но при этом никогда не забывать о том, что ребенок – иной человек.
Еще одна сложность – воспитание в ребенке навыков борьбы с грехом. Часто родители настолько ограждают ребенка от всего плохого, что он даже не подозревает, что зло есть на свете. Такое «тепличное» воспитание приводит к тому, что, столкнувшись со злом, дети не знают, что делать с ним и часто просто принимают его. В ребенке нужно воспитывать умение бороться с соблазном, с грехом, начиная от борьбы с каким-то искушением съесть в неположенное время сладость, привычкой грызть ногти, произносить плохие слова и т.д. Нужно давать ему объективные знания о жизни и приучать свободно выбирать добро, отсекать дурное. Это должно стать доброй привычкой вашего ребенка. Как говорил схиигумен Савва, добрая привычка – это тот духовный капитал, процентами от которого мы можем пользоваться всю оставшуюся жизнь.
Нужно приучать ребенка обращаться за помощью к более зрелым духовно людям, прежде всего – родителям. Обращайте внимание на проблемы и страхи своих детей, приучайте бороться с ними крестным знамением, молитвой, святой водой.
Дети серьезно относятся ко всему, что связано с Церковью, потому что у них другого жизненного опыта нет. Тогда как мы, порой, приходим к вере, к осознанию того, что есть иной мир, духовный, преодолевая всяческие трудности; когда для нас принятие каких-то истин духовных дается с таким надломом, что иногда приходиться по живому кожу рвать с души, то дети естественно и свободно начинают жить в духовном мире. Он для них реален, он для них понятен, они более восприимчивы к этой реальности. Поэтому грамотное духовное воспитание в детском возрасте дает очень хорошие результаты.
– Насколько частой должна быть исповедь ребенка?
– Все зависит от особенностей приходской жизни той или иной общины, и конечно, от ситуации в семье. Мое мнение – чем чаще, тем лучше. Но семьи все разные: есть оба верующих родителя, есть один верующий, есть и такие исключения, когда вообще родители неверующие, но детям разрешают приходить в храм – учитывая это, нужно прилагать максимум усилий для того, чтобы ребенок регулярно причащался и исповедовался. Заставлять ребенка нельзя, но нужно воспитывать в нем понимание, что поход в храм – это возможность быть ближе к Господу. Не воспользоваться этой возможностью мы вольны, но тогда уже возникает вопрос, насколько мы христиане. Какой смысл прийти в храм с нераскаянным грехом, простоять всю службу с ним и уйти из храма, для того, чтобы через неделю прийти и покаяться в этом грехе? Для меня это немыслимо. Ведь этот грех забудется потом – такова человеческая природа. Он забудется, но это не означает, что он исчезнет – он проявится где-то в другом месте, в другом виде в человеке. И будет обидно, что у тебя был шанс очиститься, но ты им не воспользовался.
4117 |
Оставить отзыв Читать отзывы |
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
Трудности детской исповеди (Протоиерей Владимир Воробьев)