Как не попасть под влияние младостарца
О проблеме младостарчества написано немало. Однако известия о священниках с псевдоправославными взглядами, которые сколачивают многочисленные общины, появляются и сегодня. О людях, которые пострадали от этого явления и нуждаются в помощи, мы беседуем с психологом православного кризисного центра при храме Воскресения Христова на Семеновской (г. Москва) Михаилом Хасьминским.
– В каком состоянии приходят к вам в центр люди из младостарческих общин? Кто попадает в такие общины, только лишь те, кто недавно начал духовный поиск?
– Безусловно, люди обращаются за помощью, когда переживают состояние тяжелого психологического кризиса. Человек, вырвавшийся из младостарческой общины, ощущает себя во многом так же, как тот, кто пережил насилие. По сути, в большинстве случаев, отношение младостарца со своим «духовным чадом» и есть насилие над личностью, которое может рядиться в одежды послушания. Любому человеку, который слышит от священника слово «послушание», неплохо сначала почитать святых отцов, разобраться, что это такое. То, что сегодня – при свободном доступе к информации – продолжают существовать псевдоправославные общины, во многом обусловлено ленью и нежеланием разобраться в основах веры.
Среди тех, кто обращался в наш центр с подобными проблемами, были и неофиты, и те, кто всю жизнь в Церкви.
– В чем причина того, что люди попадают в такие секты?
– Главная причина потери ориентиров – духовное состояние человека. Если человеку хочется видеть свою принадлежность к чему-то высокому, а работать над собой нет большого желания, то легко свернуть с истинного пути. Эти люди ловятся, порой даже при достаточно развитом интеллекте, прежде всего, на своей гордыне. Они чувствуют особость, избранность, не из-за плодов духовных, а от ощущения принадлежности к избранному приходу (батюшке). Отношения в разных младостарческих приходах складываются примерно по одной и той же схеме. Так, как будто там собрались люди особым образом избранные. Батюшка на таком приходе – обычно харизматичный лидер. В глазах прихожан он обладатель неких особых даров, а иногда даже представляется носителем даров молитвенника, прозорливца. И в какой-то момент такой священник для своей паствы заслоняет собой Христа (хотя он про Христа постоянно говорит). Такие прихожане обычно не осознают этого. Они встраиваются в этот приход, который строится вокруг такого священника, и уже не видят этих нелепостей. Им кажется, что все нормально, что они нашли счастье в батюшке. Иногда можно наблюдать даже эйфорию.
– Каковы симптомы, на которые надо обратить внимание в таком приходе?
– Очень часто в таких храмах пропагандируется личная преданность приходу: «Если ты ушел в другой приход, ты уже не наш. Ты изменил нашему батюшке». Так вот, когда кто-то слышит про измену батюшке, то надо бежать с этого прихода. Потому что это явное искажение. В христианстве нет «ваших» и «наших» приходов, как и «безблагодатного» причастия.
Еще в таких приходах может пропагандироваться особая идея, вокруг которой вся жизнь прихода крутится (ИНН, конец света, покаяние перед царем-мучеником, спасение вдали от цивилизации и.т.п.). Также очень часто от лидеров подобных общин (батюшек, старост, приближенных к батюшке) можно слышать осуждение священноначалия (архиерея, благочинного, других священников и.т.п.), вымыслы на эту тему, клевету, полуправду, а иногда, к сожалению, и правдивый компромат. Это делается лидерами общин, что бы выделить «наших», показать собственную «праведность» и «избранность» за счет тех людей, которых такой священник осуждает.
Еще одним отличительным симптомом младостарчества на приходе является разделение внутри прихода на иерархии: «более приближенные к батюшке» ставят себя выше, чем «менее приближенные», «работающие в храме» противопоставляют себя «остальным прихожанам», и даже «вышедшие замуж в девстве» ставят себя выше чем «испорченные до брака». Иногда это безобразие принимает практически формы дедовщины при полном попустительстве самого руководителя этой общины.
Ну и конечно часто в такой общине хитро и не явно навязывается лжепонимание смирения и послушания.
– В какой момент к человеку приходит понимание того, что они заблудился в своих исканиях?
– Когда общение со священником плавно перетекает в зависимость. Сама суть веры при этом отходит на второй план. Можно быть зависимым от алкоголя, от игры, а можно от батюшки, который дает тебе то, что ты хочешь. К примеру, говорит, что ты близок к Богу, ты замечательный человек. А чтобы вновь услышать эти лестные слова, необходимо взамен обеспечить подчинение или предоставить какие-то услуги – деньги, транспорт. Таких батюшек духовная жизнь своего чада интересует меньше собственного интереса. И поэтому часто они легко отпускают грехи: «Ну что, как дела? Завтра едем? Ну, хорошо». Исповедь закончена. Либо другая крайность – очень подробная исповедь во всех деталях. И вердикт, который может звучать примерно так: «Необходимо послушание. Чтобы от тебя бесы отошли».
– Насколько реально человеку в такой ситуации вернуться к подлинному православию? Каковы пути выхода из кризиса?
– Выход – в правильной духовной жизни. У человека, который занимается своей душой, а не какой-то мишурой, гораздо меньше шансов примкнуть к младостарческой общине. К факторам риска относятся личные свойства – желание видеть себя более значимыми, чем на самом деле, слабая склонность к анализу, склонность воспринимать мир через чувствование. Пока человек не осознает, что приоритетна внутренняя работа над собой, а не окормление особым священником, мало что может измениться.
– Если на ложном пути оказался кто-то из близких, что можно сделать?
– Обычно в таких сообществах человек быстро теряет связь с реальностью и уходит в иллюзорные представления. К нему приходит убеждение, что он избранный, отличается от своих домашних, даже спасает их. Признать в такой ситуации: мне запудрили мозги, я был не прав, очень сложно. Нужно большое мужество. Не у многих оно есть. У самого батюшки-младостарца состояние близкое к прелести. То же самое проявляется и у приближенных. Это как индуцированная психическая болезнь. Если здоровые люди находятся в тесном контакте с психически больным, у них могут появиться симптомы психической болезни. Если очаг болезни изолировать, есть шанс вернуться к нормальному состоянию.
Достучаться до человека, который находится в состоянии прелести, невероятно сложно. Тогда нужно попробовать достучаться до настоятеля храма, до благочинного. Привлекать других священников, чтобы разобраться в проблеме, рационально объяснить пострадавшему, что он на ложном пути. Здесь как в любой болезни: чем раньше заметили, чем раньше начали лечение, тем меньше ущерб. И все же тех, кто уходит в сектантские приходы, очень сложно реабилитировать.
– Часто в скорби человек склонен искать особого, прозорливого батюшку, который, может быть, «отмолит» его или его близких и все у них пойдет хорошо.
– В скорби человек мало склонен к анализу. Он хочет как можно быстрее предпринять что-либо, чтобы прекратить скорбь, боль, делает все, что бы ни сказали, чтобы помочь себе. В тяжелых жизненных обстоятельствах человек легче поддается манипуляции. Что предложит обычный священник? Прежде всего, работай над собой. Результаты возможны по воле Божьей, но никто не скажет точных сроков. Однако, когда случается беда, человек может сделать вывод, что в обычном приходе Бог его не услышал, Его там нет, а есть Он в другом месте. И человек начинает вновь искать Бога, опору, понимание. Нужно только помнить, что опрометчивые, необдуманные шаги в этом направлении весьма рискованны.
Если человек приходит со своей бедой в младостарческую общину – ему предлагается все и сразу. Обработка может начаться с того, что у вновь прибывшего вызовут чувство вины – объяснят, за что именно ему посланы жизненные испытания, когда именно он прогневил Бога. Либо ему говорят что-то в таком духе: «У нас община необыкновенная, давай к нам, и все у тебя наладится». В этом случае одна из опасностей в том, что человек перестает воспринимать свое духовное состояние объективно. Не представляет себя как конкретную душу, а идентифицирует себя с общиной.
– Какие меры профилактики можно предпринять? Искоренять наивность? Преодолевать свое невежество? Избавляться от лени?
– Надо знать, что если ты встаешь на духовный путь, неизбежны соблазны. Доверять Богу – это не значит доверять всем людям подряд, даже если они в рясе, даже если они священники. Не нужно путать почтение к сану и преданность личности священника. Нужно постараться не допустить ситуации, когда слепой ведет слепого. Относиться к жизни трезво: все люди и все могут ошибаться. И в тоже время не впадать в уныние.
Если с вами нечестно или непрофессионально поступили в районной поликлинике, вы вряд ли полностью откажетесь от общения с врачами. Вы отдаете себе отчет, что, конечно, все врачи должны служить больному, но бывают такие, которые, например, служат только своим финансовым интересам. То же самое можно сказать и об учителях, милиционерах, представителях других профессий. У всех благородное призвание, но честно выполнять свою работу не у всех хватает сил. К батюшке зачастую идут чуть ли не как к святому, ожидая чудес. В этот момент у него могут возникнуть испытания сомнениями: «А может, я правда такой? Может, мое благословение и правда, особенно благодатно». При этом все забывают, что благословение-то Божие. Убеждение, что все священники должны быть святыми, пагубно. Это один из факторов, который создает младостарцев.
Второй важный фактор – наша необразованность и невежество в вопросах духовной жизни. Необразованный человек порой бывает слаб в такой важной христианской добродетели как рассуждение. Для такого человека вдвойне важно повышать свое духовное образование. Как его повышать? Читать святых отцов, не забывая о ежедневном чтении Евангелия.
Жертвы младостарцев обычно читают только то, что "благословляет" сам лжестарец. Другие источники знаний обычно не приветствуются. Человека как бы закрывают от правильной, нужной и авторитетной информации, одновременно подсовывая ему псевдо или околоправославные книжки, с содержанием которых "старец" согласен. Обычно это книги по теме младостарческого прихода: ИНН, Конец света, послушание во всем и т.п. Но чтение подобных книг порой мало отличается от смотрения телевизора. Цель такого занятия, как часто и просмотр ТВ, – приятно провести время, взбудоражить себя ложно интерпретируемыми новостями или событиями, уверится в "правильности" собственного понимания, убедится в "правильности" и линии прихода и т.п. При этом конечно цель истинного духовного возмужания не ставится. Правильная духовная жизнь подразумевает чтение как труд. Это радостный труд, но все-таки это труд, через который человек узнает свои пороки, узнает критерии того, что от Бога, что от сатаны, узнает о тех ошибках в духовной жизни, которые возможны, и путях преодоления наших слабостей. Такая литература четко объясняет человеку, что есть истинная духовная жизнь, что есть жизнь в Церкви, и надежно ограждает нас от грубых ошибок. Конечно, к такой литературе в первую очередь относятся святые отцы. Различные православные книги современных авторов должны быть согласованы с этим наивысшим эталоном - творениями святых отцов.
Ну и самое главное - трезвого взгляда на вещи, здравая критичность к утверждениям (в том числе исходящая от священников), рассуждение, видение себя и своего места в приходе.
Ну а лень естественно тоже вредит. Она крайне вредит нам в обычной жизни, а уж в духовной тем более. Давайте не будем лениться, чтобы не потерять свою душу в младостарческой общине.
pravmir.ru
9309 |
Кризисный психолог Михаил Хасьминский |
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
«Берегитесь, братья мои, священники!» Часть 1. (Митрополит Антоний Сурожский)
«Берегитесь, братья мои, священники!» Часть 2. (Митрополит Антоний Сурожский)
О лжестарчестве и лжепослушничестве (Профессор Алексей Осипов)
Ни в коем случае нельзя идти против совести (Игумен Сергий (Рыбко).)