О духовном наставнике
— В последнее время среди верующих часто слышатся рекомендации поездок к старцам, как вы относитесь к этому?
— Вопрос в высшей степени серьезный. Мы в Евангелии читаем: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15, 14), и это строгое предупреждение. Поэтому у святых Отцов мы находим слова, поразительные для наших современников: «Прежде, нежели ты пожелаешь чьего-то руководства, прежде всего испытай, искуси и узнай его как следует, чтобы тебе не нарваться вместо пастыря на волка и вместо пристани не попасть в пучину»1
Прежде чем кому-то поверить, сам испытай и узнай человека. Искуси человека не в смысле лукавства какого-то, а в смысле опытной проверки в многократном общении, вопросах и ответах. Только тогда с полной благонадежностью можешь принимать его советы.
Беда, когда говорят: «Вот там – святой», и все ринулись к нему. Когда я спрашиваю: «А вы сами с ним знакомы, вы встречались с ним когда-нибудь?», отвечают: «Нет». — «Так почему же вы туда бежите?» — «А все говорят».
Идут не познакомиться с ним, не с тем, чтоб по завету Отцов испытать и узнать. Идут заранее готовые каждое его слово воспринимать как слово Самого Бога, то есть принимают его за оракула.
У древних греков и римлян так и было: когда говорил оракул, воспринимали его как божество. И здесь так же, только новоявленный «святой» скажет что-то невнятное, такие пойдут толкования, что подчас диву даешься, насколько искусны в своей мысли внимающие ему люди.
Сделаем вывод. Если мы хотим следовать не кому-нибудь, а единственно надежному источнику нашей жизни – Священному Преданию Церкви, которое говорит через святых Отцов, то нужно прежде, нежели придать полное, безукоризненное значение чьим-либо советам, тщательно познакомиться с человеком. И опыт покажет. Если же это сделать трудно, например, не чаще одного раз в год попадешь к иным популярным священникам, тогда Отцы говорят: принимай то, что тебе сказано как совет, а не как послушание, да еще и спроси у другого духовника, что он об этом думает. Беда нашего времени в том, что принимают слово любого священника как истину в последней инстанции.
И потом, есть некоторые признаки, по которым мы можем судить, старец перед нами или нет.
Например, нужно послушать его проповедь. Однажды мне тоже расхваливали одного человека, и мне довелось быть на трех его проповедях. Они были длиной сорок пять— пятьдесят минут: полный хаос, невозможно понять, о чем он говорит, все бессвязно перемешано. Сравните у святых Отцов — какая ясность мысли, какая четкость разумения! То есть перед нами человек психически неполноценный; преблагочестивейший, искреннейший, но у него в голове все перемешано. Это один из признаков – стоит внимательно послушать проповеди вашего духовника.
И вот второй признак, на примере из первых рук. Молодая, вполне светская женщина перенесла скорби и ищет, где бы найти духовного руководителя. Ее послали к одному «старцу». Он ее выслушал и тут же определил судьбу: «Вот тут у нас за занавеской стоят монахини, ты пойдешь с ними, бросай все мирское, иди в монастырь». Она в ужасе сбежала. Светская женщина, в вере ничего не понимает, какое тут монашество? А мнимый старец ее – сразу в монастырь!
То есть, когда вы видите, что духовник приказывает, берет на себя миссию прозорливца, решает все ваши жизненные вопросы сразу, моментально – переезжать, бросать работу, разводиться, идти в монастырь, значит, бежать нужно без оглядки от такого «старца».
Конечно, были великие святые прозорливцы, но напомню, что великие святые, например, святой Нил Сорский, никогда от себя сразу не отвечали, если не находили ответа у святых Отцов. Говорили: «Приди потом, через день-два». Святитель Игнатий (Брянчанинов) ссылается на Оптинских старцев – Леонида, Макария, которые никогда сразу не советовали, всегда были очень-очень осторожны. Человек, имеющий правильное духовное устроение, самое большее вам скажет: «Святые Отцы о вашем положении говорят вот так». Или: «Мне видится так, но подумайте, пожалуйста, сами, поговорите об этом еще с кем-нибудь».
Если же от духовника следуют приказы бежать в монастырь, жениться, разводиться, то нужно бежать от него без оглядки, потому что это лже-старец.
Святые Отцы писали, что трудно найти непрелестного наставника, писали в те времена, которые мы называем цветущими временами христианства. Сегодня мы, ничего не понимая в духовной жизни, столько наделали «старцев», что если бы древние христиане взглянули, они бы ахнули.
Итак, в выборе духовника необходима осторожность, трезвость. Святитель Игнатий (Брянчанинов) прямо сказал: «Духоносных наставников в настоящее время нет!» То есть тех, что видят душу человека. И далее святитель делает вывод: «Наше время – это время жизни по совету, а не по послушанию». Уже нет того, что сказали тебе, и ты слепо исполняй.
1. Преп. Иоанн Лествичник (VI в.): «Когда мы... желаем... вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели» (Лествица. Сл.4, гл.6).
© Расшифровка КЦ «Русская неделя»
Скачать аудиозаписи лекций профессора Московской Духовной Академии А.И Осипова о духовном руководстве.
4091 |
Профессор Алексей Осипов |
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
Если бы я был «старцем»… (Протоиерей Александр Шмеман)
О духовнике и старцах (Протоиерей Владимир Воробьев)
Духовничество: ошибочное восприятие (Игумен Петр (Мещеринов))
Лжестарчество и тоталитарность (Священник Дионисий Дунаев)
Подлинный старец бережно относится к каждому человеку (Патриарх Московский и всея Руси Алексий II)
Хотят ли духовные чада взрослеть? (Протоиерей Николай Балашов)