«По благословению Святейшего Патриарха…»
– Достаточно ли сейчас издается православных книг?
– Последние 15-20 лет, когда стала массово издаваться православная литература, были трудны и в экономическом, и в политическом плане. И в православном издательском деле все непросто, и люди непростые. Но у меня самые оптимистические прогнозы: ведь книга становится все лучше и лучше. Появляются издания, которые заставляют размышлять. Это уже не просто перепечатки, перенабор дореволюционных книжек. Появляются новые жанры: православная публицистика и православная беллетристика. Вышла замечательная книга «Ничего страшного» Олеси Николаевой. В ней много иронии, и того, кто хоть немного жил церковной жизнью, она заставляет размышлять. Ведь смех нисколько не противопоказан, люди могут посмеяться и поиронизировать и над священнослужителями, и над недостатками церковной жизни, чтобы через добрый смех их изжить.
Сейчас много выходит хорошей православной литературы. Появляются новые издательства. Хочется отметить деятельность издательства «ДарЪ», которое издает множество книг различного формата и содержания, повышающих и интеллектуальный, и духовный уровень народа. Посмотрите, сколько книг «Дара» у меня за спиной, сколько в моей домашней библиотеке. Все это книги интересные, актуальные. Конечно, наверно, у них есть определенные недостатки, потому что слишком быстро пекутся эти пирожки. Но хочется надеяться, что со временем и в этом издательстве будут столько уделять внимания качеству подготовки книги, как это делается в Издательском Совете.
– Какие книги, на Ваш взгляд, нужны России? Какой литературы не хватает?
– Книги нужны, прежде всего, хорошие и разные. Нужно издавать не только православную литературу высокого уровня, но и историческую литературу, и историческую беллетристику. Последней сейчас издается много, но хотелось бы, чтобы она приобрела тот серьезный вид, который имела в советское время, когда каждая книга сопровождалась рецензией ученых и каждый писатель отвечал за содержание вышедшей книги. Взять того же Дмитрия Балашова, исторического беллетриста. В его замечательных книгах не содержится никакой исторической неправды – этим и отличалась историческая беллетристика до перестройки. Сейчас же выпускается любая книга – и ни писатель, ни издатель не отвечают за ее содержание. Таким образом просто сбивают с толку читателей.
Также важно переиздавать русских классиков, но только в хорошем исполнении, на качественной бумаге…
– Какую роль в формировании книжного рынка Вы отводите Издательскому Совету Русской Православной Церкви?
– Издательский Совет – не просто издательство, а Синодальный отдел, который призван координировать деятельность православных издательств, что в условиях свободного рынка делать очень трудно. Тем не менее мы это делаем. В Издательский Совет поступает огромное количество книг, которые проходят не цензуру, а рецензуру (от слова «рецензия»), когда наши рецензоры пишут свои мысли, составляют отзывы о той или иной книге. После рецензуры по просьбе издателя на книгу выставляется гриф «Рекомендовано к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви» или «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II». Последний гриф дается только «серьезным» книгам: святотеческой, богослужебной, качественной исторической литературе.
– Как Вам кажется, должна ли подобная практика (прохождения книгами рецензирования) стать не вольной, свободной для издателей, а обязательной, особенно в отношении богослужебных книг?
– Чтобы она была обязательной, должны существовать определенные рычаги воздействия на издателей. В наше время этих рычагов не имеет ни Книжная палата, ни Министерство культуры, ни Агентство по печати. Тем более подобного воздействия не имеем мы. Здесь в основном имеет значение нравственная, моральная ответственность каждого издателя.
Издательский Совет можно в какой-то степени назвать дверью, через которую должны идти к народу все православные книги, особенно, конечно, богослужебного назначения. Потому что многочисленные молитвословы и календари, которые выпускаются частными издательствами, имеют огромное количество недостатков, а иногда могут нанести и прямой вред.
В наше время может встретиться что угодно – даже книгу с названием «Православные заговоры и молитвы» или лечебные молитвословы с какими-то непроверенными молитвами. Но такого рода «литературу» иногда можно встретить и в православных книжных лавках. Это происходит потому, что в храмах есть люди, безответственно относящиеся к своей работе или не имеющие достаточного образования. Для них главным критерием оценки книги и должен стать гриф Издательского Совета, рекомендующего издание данной книги. Нужно, чтобы это стало правилом для всех работников книжных магазинов.
– Есть ли возможность обсудить и решить данную проблему если не с издателями, то хотя бы с книготорговцами, которые занимаются православной литературой? Через них повлиять каким-то образом на недобросовестных издателей?
– Здесь нас ограничивают те же рамки. Конечно, если человек нравственно ответственный, то он поступит так, как будет решено на собрании православных книгоиздателей и книготорговцев. А если человек хочет во что бы то ни стало получить деньги, он не будет прислушиваться ни к чьим словам – ему никто не указ.
– То есть цензура должна быть?
– Конечно, цензура обязательно должна быть. Я уж не говорю о рецензуре. Цензура была нормальным явлением в царской России. Цензорами выступали назначенные Святейшим Синодом известные священнослужители, которые ставили свою подпись под словами «Разрешено к печати». Поэтому книги содержали полезную для читающего человека информацию.
А сейчас, например, можно найти книжку монаха одного московского монастыря, изданную достаточно большим тиражом, в которой он даже не критикует, а открыто поносит институт брака как таковой. То есть выступает как явный еретик первых веков христианства. Еще апостол Павел сказал: бойтесь гнушающихся браков (1 Тим. 4), это антибожественное явление. Конечно, издательству, выпустившему книгу, выразили протест. А издатели ответили, что им нет никакого до этого дела.
Правда, был предпринят серьезный шаг к нормализации этого явления (свободной от цензуры литературы) – обращение к Святейшему Патриарху на последнем епархиальном собрании. Хотя он всегда подчеркивал, что в книжных лавках должны распространяться книги только с грифом: «По благословению Святейшего Патриарха…» или «Рекомендовано к печати Издательским Советом…». А в епархиях, в регионах книги должны издаваться по благословению правящего архиерея.
А у нас иногда наблюдается следующее явление: книга издается в Москве, московским автором, повсеместно распространяется, а благословение имеет какого-нибудь украинского архиерея и содержит иногда совершенно диковинные утверждения, а иногда и ересь.
– Может быть Издательскому Совету Русской Православной Церкви нужно вернуть монополию на издание богослужебных книг?
– Да, вы очень правильно ставите этот вопрос. Должно быть именно так. Или же Издательский Совет должен выполнять эту задачу совместно с какими-либо другими издательствами, чтобы вся богослужебная литература выходила только по благословению Святейшего Патриарха. Это бы нормализовало ситуацию.
– Как Вы считаете, должна ли быть определенного рода взаимопомощь, взаимовыручка между православными издателями, книготорговцами?
– Взаимопомощь, взаимовыручка и сотрудничество должны быть во всех сферах жизни. Тем более в среде людей, которые считают себя православными. Издательский Совет должен регулярно собирать главных редакторов православных издательств и проводить беседы (а потом и чаепития), разговаривая и обсуждая наболевшие вопросы, чтобы в итоге мы действовали одним фронтом. Это нужно, и это обязательно будет. Жизнь к этому все больше и больше подводит.
На светском книжном рынке успешно действуют несколько творческих издательских союзов. Я думаю, что православным издательствам необходимо и очень полезно было бы сотрудничать с Ассоциацией книгоиздателей России (АСКИ), которую возглавляет Константин Васильевич Чеченев, директор одного из лучших издательств России «Белый город»; с Российским Книжным Союзом (РКС) во главе с Сергеем Вадимовичем Степашиным, Председателем Счетной Палаты РФ. Я думаю, что АСКИ – наиболее демократический институт, который мог бы помочь и с изданием хорошей православной литературы, и с ее распространением. Объединившись, мы могли бы сделать очень многое. По крайней мере, не допустить на рынок книг сомнительного содержания.
Со временем, я думаю, все недостатки будут изжиты, а мы будем ближе друг к другу. Возможно, у нас даже будет ассоциация православных книгоиздателей. Я уже об этом говорил и это предлагал. Другое дело, что все не так просто…
– Вы уже отмечали, что молодежь сегодня читает крайне мало. Как Вам кажется, есть ли какие-то способы повысить культуру чтения и оторвать молодежь от компьютерных игр и телевизоров?
– Единственный способ – повышение общей культуры, общей традиции. Культура чтения, культура русского народа, существовавшая в СССР, базировалась еще на дореволюционном уровне. Сейчас она утеряна, поэтому надо ее восстанавливать, в некоторых случаях – с нуля.
Без сомнения, национальная идея, о которой говорят, должна быть православной. И дискуссия вокруг вопроса о введении в школах предмета «Основы православной культуры» сразу выявляет тех, кто против нашей российской культуры, а кто – за. Ведь введение этого курса не предполагает, что сегодня человек прочитал главу из учебника, а завтра был насильно приведен в церковь, его насильно заставили поститься, молиться, надеть платок и длинную до пола юбку. Этот курс говорит о том, что история нашей страны неразрывно связана с Православием, а 1000-летие крещения Руси говорит о тысячелетней традиции русского народа.
Одно время вообще не было этого разделения на светские и церковные книги. И только в эпоху Просвещения произошел этот досадный разрыв, который продолжает углубляться, целенаправленно расшатывая эту связь, которая может обеспечить здоровье русского народа. И книга должна быть не светской или церковной, а здоровой книгой. Когда мы открываем с вами А.С. Пушкина, мы понимаем, что это не светская и не церковная книга, а наша книга. Когда мы открываем томик писем святителя Феофана Затворника, мы тоже понимаем, что это не просто церковный деятель, а прекрасный духовный писатель и что его письма полезно читать не только церковным барышням, но и всем барышням вообще.
А сейчас, к сожалению, мы постоянно сталкиваемся с размыванием нашей культуры. Мы с большой печалью смотрим на то, что интернет забит неизвестно чем, что даже взрослые люди вместо чтения играют в компьютерные игры. Издательство «ДарЪ» специально выпускает покетбуки с замечательным и разнообразным содержанием. Хорошо бы такие издания в женскую сумочку или в мужскую барсетку бросить вместо заурядного детектива, который ни уму, ни сердцу…
2181 |
Протоиерей Владимир Силовьев, руководитель издательского совета Русской Православной Церкви |
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
Черный список духовно опасных книг околоцерковной направленности