О лжестарчестве и лжепослушничестве
Я боюсь, как бы нашу Церковь не погубило лжестарчество и лжепослушничество. Сейчас все христиане ринулись брать в духовники первых попавшихся священников, молодых и самых обычных. С одной стороны – миряне пришли, пару раз поисповедовались и уже хотят стать рабами. С другой стороны – священники хотят стать диктаторами. В Церкви создается удивительная атмосфера рабства и диктата.
Отношения послушания между духовником и послушником возможны только в монастыре, только среди монашествующих, то есть посреди тех, кто постоянно находится друг с другом. Это святоотеческое учение. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что послушание – великое аскетическое понятие и оно возможно только среди монашествующих, которые отреклись от всего мирского, находятся вместе, в одном месте и могут постоянно обращаться к духовнику. Среди мирян не может быть таких отношений, мы редко встречаемся и, как правило, не по духовным вопросам, а по делам вполне греховным. У мирянина и духовника не может быть отношений послушания. Освободите, пожалуйста, себя от рабства.
Кто такой духовник и как он избирается? Святой Иоанн Лествичник пишет: "Когда мы... желаем... вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели"4. Прежде, чем назвать кого-то духовником, нужно тщательно познакомиться с этим человеком, узнать его, испытать, действительно ли это духовный человек, чтобы, как пишет святой Иоанн: «вместо тихой пристани не попасть на рифы и не разбить своего корабля». Это требует времени, русская поговорка учит: «чтобы узнать человека, надо пуд соли с ним съесть».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что великое благо, если мы найдем человека искренне верующего, по-христиански живущего, знающего святых Отцов и разумного. Слышите – разумного. А то посмотрите, полусумашедшего считают юродивым, уж он-то психически ненормальным быть не может! Ищите разумного человека и с этим человеком попробуйте решать ваши вопросы. Как? На равных! Я с уважением прихожу к человеку, знакомлюсь с ним, спрашиваю его, убеждаюсь, что это человек духовный, но я с ним советуюсь. Я могу принять совет, а могу и отклонить, если вижу, что здесь что-то не то. В этом нет греха, потому что каждый может ошибиться. Если я искренне ищу, то спрошу у другого, как он думает об этом.
Только напомню, что речь идет о духовных вопросах, а то к духовникам идут с вопросами: «Поступит ли моя дочь в институт? Куда ей поступать? Куда в паломничество мне ехать? Что продавать? Что покупать?» Я удивляюсь терпению священников и удивляюсь, что некоторые из них еще и начинают советовать, что людям делать.
«Беда, коль пироги начнет печь и сапожник,
А сапоги тачать пирожник».
Все вопросы земной жизни надо решать не с духовником, а с разумным человеком. А для нас часто главный авторитет — «батюшка сказал». Святые могли ошибаться, батюшка – никогда: «Вы что думаете, что старец может ошибиться, да никогда! А если вы в это не верите, то вы в гордости и в прелести!» Вот до какого состояния мы дошли. Поэтому святитель Игнатий (Брянчанинов) с горечью пишет: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований».6 Это пишет святой монах, который великолепно знал монастыри и монашество.
Теперь в отношении смены духовника. Мы называем духовником того, к кому я обращаюсь за советом. Конечно, можно духовника сменить, если он дает мне советы, которые мне не помогают. Преподобный Пимен Великий (V в.) повелел немедленно разлучаться со старцем, совместное жительство с которым оказывается душевредным7.
Еще раз повторяю, отношения послушания могут быть только среди монахов, у мирян со священниками отношения совета. И дай Бог, чтобы было с кем советоваться!
Апостол Павел пишет: «Не делайтесь рабами человеков», а мы ищем рабства и тем снимаем с себя всю ответственность: не надо самому решать, не надо самому думать, надо совесть свою обмануть.
Люди ищут не наставников в духовной жизни, ищут «прозорливых», «предсказателей», каждое слово которых – «откровение Бога». И в результате сколько от этого разбитых семей, сколько разбитых жизней.
Одна мать приходит с сыном к такому «наставнику». Он, еще только к нему вошли, заявляет юноше: «Через год придешь ко мне иеродиаконом». Мать – поклонница этого «старца», почему и привела к нему. Я спрашиваю:
— Ну, и что дальше?
— Вы знаете, он женился все-таки.
— Как живут?
— Хорошо живут. А еще он мне сказал, чтобы я дочку отдала в монастырь, я и отдала. Через год она мне сказала: «Мама, я больше не могу в монастыре». И представляете себе, ушла из монастыря. Сейчас вот замуж вышла.
— И что, какой у нее брак?
— Ой, вы знаете, у нее такая семья хорошая.
Вот так направо и налево решают судьбы людей: тебе — жениться, тебе — разводиться, тебе — в монастырь. Сейчас бедствие постигает нашу Русскую землю, все наши внешние проблемы — только жалкое отображение духовных. И одно из главных бедствий – это лжестарчество и лжепослушничество.
Скачать аудиозаписи лекций профессора Московской Духовной Академии А.И Осипова о духовном руководстве.
3914 |
Профессор Алексей Осипов |
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
«Берегитесь, братья мои, священники!» Часть 1. (Митрополит Антоний Сурожский)
«Берегитесь, братья мои, священники!» Часть 2. (Митрополит Антоний Сурожский)
Ни в коем случае нельзя идти против совести (Игумен Сергий (Рыбко).)
Как не попасть под влияние младостарца (Кризисный психолог Михаил Хасьминский)