Кто такой духовник

Духовник и психолог: в чем разница?

Настоящий духовник, конечно, несравненно лучше любого, пусть самого выдающегося психолога. Ему дается благодатный дар любви, и эта любовь сама находит слова утешения, так что какие-то искусственные приемы, которыми пользуются психологи, становятся не нужны.
Самый главный изъян психологии, на мой взгляд, заключается в том, что это попытка раскрыть тайну человека, объяснить его поведение, не упоминая о Боге, как бы вынеся Бога за скобки бытия. А как можно понять человека, абстрагируясь от Бога, Который человека сотворил по Своему образу и подобию? Именно поэтому такая попытка обречена на провал. Пытаясь разобраться в сложных проблемах внутренней жизни человека, психологи обычно не видят одной самой важной проблемы - проблемы отношений человека с Богом. Решить проблемы человека, не решая самую главную - проблему его взаимоотношений с Богом, - невозможно.
Руки_Александр ШурлаковГоворят, что психологи помогают человеку понять самого себя. Как человек может увидеть себя? Он может увидеть себя в зеркале. Такое зеркало для души - это Евангелие. Старец Таврион (Батозский) сказал однажды одному молодому человеку: вот тебе Евангелие, прочти и, когда ты увидишь себя, тогда приезжай ко мне снова. Человек может осознать себя перед Богом, в зеркале заповедей Божиих, а если он с помощью психолога научится просто рефлексировать, выискивая что-то в себе, он ничего не поймет, только больше запутается. Он может увидеть какие-то тонкости, но главного в своей душе не увидит и заблудится в трех соснах.
Православный психолог в этом смысле отличается от неверующего, который мнит о себе, что он с помощью психологических приемов помогает человеку. Православный психолог понимает, что помогает по-настоящему только Бог, и задача психолога - помочь человеку прийти в храм. В этом случае деятельность психолога оправданна. Он может стать помощником священника - я был бы рад, если бы у меня были такие помощники. Но я уверен, что православному психологу помогает не столько профессиональная подготовка, сколько личностный дар - дар утешения, дар рассудительности. Механически научить этому невозможно, не сработают никакие формальные приемы, технические навыки, и сами психологи, насколько я знаю, это признают.
У меня совершено отрицательный опыт взаимодействия с психологами. Например, после катастрофы в аквапарке я пришел в Первую градскую больницу, где лежали пострадавшие. До меня там уже был психолог. И вот одна бедная девушка рассказывала психологу, как погиб в аквапарке ее друг... а потом попросила свою маму больше к ней психолога не пускать - потому что ей стало после этого еще хуже.
Как-то раз, разговаривая с одной выпускницей психологического факультета, я решил проверить, чем она может помочь. Я поделился с ней своими трудностями: "Знаете, я что-то унываю, мне тяжело, что-то ничего не получается" - действительно было трудно. А она говорит: "У вас очень низкая самооценка. И потом, вы знаете, вам надо мебель дома переставить, и у вас будет все по-другому..."
Что стоит за психологом? Его собственный разум? Его личный опыт, какая-то научная школа? Но ведь единой общепризнанной психологической школы нет, у каждого свои термины, своя система - это все знают. Ее и быть не может. А за священником стоит Бог. И обращаясь к духовнику, я обращаюсь к Богу. Школа аскетики и духовной жизни, о которой пишут святые отцы, едина во все века. Это поразило в свое время святителя Игнатия Брянчанинова, когда он читал святых отцов, - единство их мнений. Хотя никто специально эту систему не выстраивал - святые отцы шли к этому опытным путем. Есть классификация страстей, есть способы с ними бороться, есть лествица добродетелей, по которой должен подниматься человек.
Конечно, для человека нужна не только исповедь, ему нужна беседа, совет. Святые отцы говорят, что дар рассудительности - это самый высший дар. Не все священники этим даром обладают. Нужен и жизненный опыт, духовность, отсутствие страстей, любовь. Мне, может быть, очень повезло: я знал и знаю очень хороших духовников, которые мне всегда очень помогали. Если я еще не погиб, то это только благодаря им, их участию, снисхождению, мудрости, любви. Таких священников надо искать и идти именно к ним. Плохой психолог может нанести душе большой вред. Если же плох священник, то через совершаемые им Таинства все равно действует Бог. Для хорошего психолога главное - знание теории, практические навыки, приемы. Для хорошего духовника главное - самоотверженная любовь. Он должен быть готов самим собой пожертвовать ради своих духовных чад. "Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник... которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит..." (Иоанн, 10,11-12). Психолог умирать за меня не будет.



4503


Протоиерей Аркадий Шатов

Протоиерей Аркадий Шатов

отзыв  Оставить отзыв   Читать отзывы

  Предыдущий материал

Следующий материал  



Версия для печати Версия для печати


Смотрите также по этой теме:
Что такое «духовник» и «духовный отец» (Протоиерей Максим Козлов)
Духовник — это руководитель (Игумен Сергий (Рыбко))
Духовный отец - кто это? (Протоиерей Владислав Свешников)
Самый прекрасный вид дружбы (Протоиерей Игорь Гагарин)
«Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может» (Схиархимандрит Илий (Ноздрин))
О духовничестве и духовной жизни (Архимандрит Августин Пиданов)

Самое важное

Лучшее новое

Тест на качество духовной жизни
Азбука веры
Православная психология онлайн

онлайн катехизация

Суеверие

© «Духовник.Ру». 2007-2021.
Администратор - editor@duhovnik.ru